Агрессия у детей. Как помочь ребенку?

В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Это ситуативные эмоциональные эпизоды, когда малыш может драться, кричать, не только на сверстников, родных и близких — но и на родную маму. Согласитесь, такое обстоятельство легко может ввести Вас в ступор, если не шокировать, но главный вопрос, который Вы должны задать себе в этот момент: «Что Я делаю не так?». Ведь все модели поведения, которые демонстрирует Вам Ваш ребенок — он считывает с окружающих его людей, чаще всего именно с Вас и Вашего окружения.
Поэтому для родителей (и близких людей) важно научиться соизмерять свои слова с делом, и не требовать от малыша невозможного — сдерживать в себе злость. Нужно принять, что злость – это, прежде всего негативная эмоция, реакция защиты, и важно позволить ребенку дать выход этой энергии, но не подавлять ее в себе.
1) Подавайте ребенку только положительный личный пример:
Обязательно нужно исключить следующее:
— оскорбление и унижение ребенка,
— запугивание ребенка, открытое манипулирование («Если ты это сделаешь, то я тебе куплю..» и т.п.)
— применение физических наказаний.
Помните, в эти моменты ребенок слышит и замечает все, что делают и говорят взрослые, берет на вооружение эти примеры, как МОЖНО обращаться к окружающим и реагировать агрессией.

И, напротив, как можно чаще необходимо проявлять к нему:
— терпение,
— принятие его таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами;
— внимание и уважение к его личности, его интересам и желаниям;
— любовь, выражаемую теплыми словами, телесными объятиями и др.
2) Не нужно запрещать ребенку выражать свои негативные эмоции:
Если с самых малых лет, Вы будете запрещать ребенку выражать свою агрессию, а именно ругать его и требовать: «Не кричи! Не дерись! Не злись!», «Не плачь, ты же мальчик!», то он, безусловно, усвоит – что «злиться — это плохо». Но какая у него альтернатива? В напряженных негативных ситуациях просто — ничего не чувствовать? Так не бывает. Особенно при условии, если он тут же видит, что сами родители и другие взрослые позволяют себе кричать, сердиться или даже применять физическую силу — к нему, или к окружающим. В этом случае, ребенок осознает, что слова родителей расходятся с их действиями. Если у ребенка хватит сил разрешить в себе этот внутренний конфликт — он неизбежно придет к подавлению своих чувств, нередко, к депрессии. И даже к неискренности и враждебности по отношению к окружающим.
3) Учим ребенка реагировать на ситуации правильно:
Часто дети проявляют свои негативные переживания именно в физической агрессии, а именно: они громко кричат, могут размахивать руками, топать ногами, оскорблять других, укусить или даже кинуть какой-то предмет. Узнаете поведение? Такое поведение типично для маленького ребенка, у которого эмоционально-волевая сфера еще не сформирована достаточным образом. Это происходит потому, что в силу своего возраста, они просто не знают, как можно отреагировать по-другому.
И вот ребенок кричит, пытается Вас ударить, что делать?
1. Обнимите и крепко прижмите его к себе (если это возможно и ребенок позволяет себя обнять, или сесть рядом). Скажите ему «Я вижу, я понимаю тебя, что ты злишься. Тебе это не нравится…». После того, как постепенно он успокоится, скажите ему, что когда ему плохо — Вы готовы его выслушать и помочь ему.
2. Кратко разберите произошедшую ситуацию вместе с ребенком (спокойно, в доброжелательном тоне и, желательно, без свидетелей). Рассуждайте вместе с ним, к чему может привести такое его поведение в дальнейшем. К примеру: «Милый мой, сейчас ты отобрал игрушку у Пети, он обиделся, и потом не захочет с тобой играть». Ты сильно расстроился и упал на пол, теперь брюки грязные и нам нужно вернуться домой, что бы переодеться и т.д.»
3. Всегда (даже когда, казалось бы, не хватает времени) — подробно объясняйте малышу, почему Вы запретили ему что-то делать. В любых случаях, требование, предъявляемое к нему, должно быть разумным, и на его выполнении нужно настаивать. Таким образом — Вы ясно дадите своему чаду понять, чего от него ждете.
Научите ребенка и постоянно напоминайте ему об этом, что есть замещающие способы реагировать в напряженной ситуации, не причиняя другим людям вреда. Например:
а) Действие заменить словом, объясните ребенку, что о своих эмоциях можно говорить, и, что «драться» — это не правильно и опасно. Научите его формировать, так называемые, «Я-сообщения», такие как: «я злюсь, потому что…», «я обиделся, потому что…», «Мне не нравится, что…».
Помогите ему постепенно освоить этот «язык чувств», и ему будет проще выразить свои эмоции, не пытаясь привлечь Ваше внимание плохим поведением. В доверительной беседе, без нравоучений, дайте малышу понять, что он может всегда Вам рассказать о своих переживаниях, и Вы всегда будете готовы его выслушать.
б) Покажите ребенку безопасные примеры, как можно «выпускать пар», когда он очень зол: комкать и рвать бумагу, газету, можно так же кидать со всей силой мягкие мячики в угол. Для детей постарше использовать словесную форму выражения гнева. Например, сказать, «Я злюсь».
в) Злость можно нарисовать, слепить из пластилина (Вы лепите свою, а ребенок свою) — и когда она будет готова, покажите, как можно ее трансформировать в спокойствие, доброту к окружающим.
Очень важно также «тренировать» т. е. учить, ребенка разным способам выхода из конфликтов, придумайте их вместе с ним. В ним относятся «Игры-мирилки», шуточная игра «Ругаемся овощами», где вместо обидных слов можно называть друг друга овощами или фруктами. Это забавно и вовсе не обидно. В дополнение, можно чаще читать ребенку добрые сказки, где «Добро всегда побеждает зло», а главные герои ведут себя достойно, инсценировать с игрушками сценки, проигрывающие безопасные пути выхода из конфликтных ситуаций, включать и разучивать позитивные песни, подобные: «Улыбке» и «Дорогою добра».
4) Возьмите агрессию – под свой чуткий контроль:
— Давайте ребенку сделать эмоциональную разрядку, так необходимую ребенку — он может получить в двигательных нагрузках: на прогулке (для которой нужно увеличить время) — дайте ему возможность вволю набегаться, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку по утрам.
— Не перегружайте его психику просмотром телевизора, полностью исключайте просмотры передач и мультфильмов с насилием и жестокостью!
Необходимо оберегать неокрепшую детскую психику от лишних «агрессивных вторжений». Хотя бы для того, чтобы у него не создавалось впечатление, что обижать кого-то, делать кому-то больно – это обыденно, и может даже, признак силы и авторитета. Наоборот же, ребенок должен научиться в будущем противостоять агрессорам, не уподобляясь им и уметь дать отпор словесно.
— Отмечайте успешные действия Вашего ребенка! Все свои силы сосредоточьте на формировании правильных поступков своего малыша, но не на искоренении нежелательных. Когда он ведет себя должным образом — закрепите эти усилия похвалой, скажите: «Я горжусь тобой, за то, что ты так поступил (а)». Покажите, что Вы действительно довольны им. Замечайте каждый малейший успех ребенка и все обязательно получится!
Желаю успехов!
Педагог-психолог Томрачева Ю.А.