Развитие высших психических функций (ВПФ) как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста

Развитие высших психических функций (ВПФ) как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста
Исследования показывают, что на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно формируются сложные виды деятельности, например игра, но и закладывается фундамент познавательных способностей, развиваются высшие психические функции.
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.
Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Ее характеризуют подвижность, многозначность и связь со всеми другими психическими функциями. Речь является главным фактором опосредствования, то есть ни одна сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.
Вот пример занятий, цель которых развитие ВПФ как основы правильной речи.
Игра «Поймай шарик»
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на установление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики, психического процесса-внимания
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение игры: педагог кладет шарик на желобок и просит прокатить шарик по желобку: «КАТИ!» Так повторять три раза.
Игра «Спрячь шарики»
Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий, развитие мышления.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение игры: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
Учитель-логопед Алистратова А.А.