Формирование грамматического строя речи

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п.  А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря  –  это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной  речи  – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал.  У вас нет времени?  На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка, по дороге в детский сад и из него,  при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности.

Словообразование

 «Волшебная палочка» или «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик…  Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро — …,  воробей -…  и т.п.    

«Волшебная палочка» или «Великаны»  кровать – кроватище,  заяц – зайчище, снег – снежище… и т.п.                                                                                                                             

«Чей, чья, чье, чьи?»  Образование притяжательных прилагательных по образцу: Хвост собаки –  чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда…  Cумка бабушки – бабушкина сумка… платье мамы -…  Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Шапка из лисы Накидка из соболя …  Плед из шерсти верблюда … Подушка из пуха кролика … 

 «Из чего сделано?»  Образование относительных прилагательных:  Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева…  Рыбка из стекла  …  Снегурочка из ваты …  Хлопушка из бумаги …  Лошадка из картона …  Звёзды из пластмассы …  Машина из металла…  Снежинка из полиэтилена  …  Баба из снега

Словоизменение

«О чем ты мечтаешь?»  (употребление существительных в предложном падеже)

Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о…

Дай полные ответы на вопросы  (употребление существительных в творительном падеже)  Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены?

  «Много – один». Столы — стол…

«А у меня нет…»  (существительные единственного числа в родительном падеже)  Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…   

…     

Консультацию подготовил учитель-логопед Алистратова А.А.

Читайте также: