«Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

1.Начинать работу по этому направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её

         На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3 богатыря» …..

Выполнять упражнения необходимо с ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно. Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

  • Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

2. Развитие  динамического праксиса — способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.

На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». 

  • Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории. Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы).

3. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев  кистей рук,  координация движений… )

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. 

Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей,  су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.)

Продуктивная деятельность детей.

  • вырезать из бумаги;
  • лепить из пластилина, теста, песка…
  • нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
  • собирать мозаики и конструкторы;
  • обводить, рисовать, раскрашивать…;
  • копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
  • Формирование зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).
  • ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);
  • ориентировку в окружающем пространстве

(а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь — слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”;

  • обучение ориентировке на листе бумаги  (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты.
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв.
  • Формирование зрительно-двигательной координации.

Зрительно — двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

 Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения: 

 — Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам,конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,

— Дорисовки.На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.

 — Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко»,  «Елочка»

 — Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей в форме:

— родительских собраний;

— семинаров-практикумов;

— информационных буклетов, папок-передвижек, родительских уголков с темами: «Как подготовить руку дошкольника к письму», «Тренируем пальчики — развиваем речь» «Точка, точка, запятая» и др.

− индивидуальных бесед и домашних заданий по выполнению отдельных упражнений и т.д.

   Таким   образом, последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

Консультацию подготовил учитель-логопед Кесова А.Б.

Читайте также: