«Автоматизация поставленных звуков дома»

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;  автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи.

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией (поставленных звуков). В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

  • В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Придумай иностранный язык», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».
  • Автоматизация звуков в словах. Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). Для автоматизации звука в словах можно использовать такие игры и игровые упражнения:
  • «Повтори за мной» (ребѐнок за взрослым повторяет слова);
  • «Назвать слова по картинке»;
  • «Я знаю 5 слов» (придумать слова, которые начинаются на заданный звук (заданный звук в середине слова, в конце слова)). Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. За одно занятие дается минимум 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).
  • Автоматизация звука в предложениях. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). У Сани длинные усы. Саня катается на самокате.
  • Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах. Ребенку предлагается повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи. Ас – ас – ас – у нас дома ананас. Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос. Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус. Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс. У Сони и Сани в сетях сом с усами. В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

Советы.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении упражнений на закрепление «трудного» звука в домашних условиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру.

Консультацию подготовил учитель-логопед Кесова А.Б.

Читайте также: