В помощь родителям (консультация на дом).

Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс.

Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для тренировки подвижности, ловкости языка, губ, щѐк, уздечки, переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука. 

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять сидя (перед зеркалом), ежедневно по 3-6 минут. 

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Обязательно проконтролируйте правильность выполнения задания. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки, имитируя движения языка. 

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе со временем переходя к более быстрому. 

Основной комплекс: 

«Лошадка» 

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать умение поднимать язык вверх (для звука [Р]) 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нѐбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Щелканье должно быть четким, непохожим на чмоканье. Работает только язык, нижняя челюсть и губы остаются неподвижными. 

Я – лошадка Серый Бок! 
 Цок-цок-цок-цок. 
 Я копытцем постучу, 
  Цок-цок-цок-цок 
  Если хочешь – прокачу! 
 Цок-цок-цок-цок. 
 Посмотри, как я красива: 
 Цок-цок-цок-цок. 
 Хороши и хвост, и грива. 
 Цок-цок-цок-цок. 
 Я – лошадка Серый Бок! 
  Цок-цок-цок-цок

Лягушки улыбаются» 

Цель: выработать умение делать оскал зубов, необходимый для произнесения звука [С] 

Описание. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны. 

  Тянуть губы прямо к ушкам 
 очень нравится лягушкам. 
  Улыбаются, смеются, 
 а глаза у них, как блюдца. 
  Как веселые лягушки 
 тянем губки прямо к ушкам. 
  Потянули – перестали. 
 И нисколько не устали.  

«Хоботок» 

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы (для произнесения звука У) 

Описание. Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у. Дети сидят перед зеркалами. Взрослый произносит стихотворение 

  Подражаю я слону: 
 Губы хоботком тяну… 
 Даже если я устану, 
 Их тянуть не перестану. 
 Буду долго так держать, 
 Свои губы укреплять.
  
 Слон свой длинный хоботок 
 Далеко тянул вперед. 
 Покажи-ка нам, дружок, 
 Как тянулся хоботок.  

«Лопаточка»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким. 

Описание. Приоткрыть рот, улыбнуться. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 5-10 секунд. 

 Язык лопаткой положи 
 И под счет его держи: 
 Раз – два – три – четыре – пять! 
 Язык надо расслаблять. 
  
 Язык широкий, гладкий, 
  получается лопатка. 
 И при этом я считаю: 
  раз,два,три,четыре,пять  

«Иголочка» 

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Описание. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы кончик языка не загибался. 

 Я иголку острую 
 Для шитья готовлю. 
 Крепко я ее держу, 
 Никого не уколю. 
  
 Язык в иголку превращаю, 
 Напрягаю и сужаю. 
 Острый кончик потяну, 
 До пяти считать начну. 
 Раз, два, три, четыре, пять! 
 Иголку я могу держать. 

Чередование «Лопаточка» — «Иголочка» 

«Часики» 

Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой, левой сторон. Описание. Открыть рот, слегка улыбнуться. Высунуть узкий язык. Тянуть его попеременно то вправо, то влево. Упражнение выполняется сначала в медленном, а затем в умеренном темпе, с фиксацией положения языка. Следить, чтобы язык не облизывал губы. 

  Мой веселый язычок 
 Словно маятник часов: 
 Вправо - влево, вправо – влево 
 Он всегда ходить готов.
  
 Влево – вправо, влево – вправо 
 Мой язык скользит лукаво: 
 Словно маятник часов, 
 Покачаться он готов.  

«Качели»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. 

Описание. 1) Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет «раз». Поднять язык на верхнюю губу и подержать под счет «два». Повторить ещѐ и ещѐ раз. 

2) Положить широкий язык за нижние зубы. Поднять язык за верхние зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться, нижняя губа не должна «подсаживать» язык вверх. 

  Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. 
 Вверх, вниз мы летим, 
 Тормозить мы не хотим 
 На качелях я качаюсь, 
 Вверх – вниз, вверх – вниз. 
 И всѐ выше поднимаюсь, 
 А потом – вниз …. 

Читайте также: