Мой ребёнок непоседа

Очень часто можно услышать от родителей, что его  ребёнок  неусидчивый, очень активный, непослушный, одним словом  непоседа. И таких деток немало.

Давайте разберёмся,  что же это может быть?

В большинстве случаев  это могут быть возрастные особенности детского развития, которые не влекут за собой никаких серьёзных последствий, или же неправильное воспитание : гиперопёка или  недостаток внимания. Но может быть и сигналом серьёзного недуга. Таких деток называют гиперактивными .

Гиперактивный ребенок  — это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Ранее наличие гиперактивности в анамнезе малыша считалась патологическим минимальным расстройством функций психики. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название СДВГ синдром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью. Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых индивидов, даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе. Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо — эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. У них нарушено слухоречевое внимание, им сложно выполнять задания с многоступенчатыми инструкциями. Такие дети при прослушивании текстов  или просматривании фильмов часто упускают основную суть произведения и затрудняются, потом рассказать о чём была сказка или рассказ, страдает связная речь. Детям сложно выполнять задания и вообще усваивать материал на развивающих занятиях.  Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5% детского народонаселения. Поставить диагноз гиперактивность у ребенка возможно только после длительного наблюдения специалистами за детским поведением. Некоторые проявления повышенной активности можно заметить у большинства детей. Поэтому так важно знать признаки гиперактивности, главным из которых является невозможность концентрации внимания длительное время на одном явлении. При обнаружении данного признака нужно учитывать возрастную принадлежность малыша, так как на различных этапах детского развития неспособность сосредоточить внимание проявляется неодинаково.

Ребенок, страдающий повышенной активности чересчур неусидчив, он постоянно ерзает или мечется, бегает. Если малыш находится в постоянном бесцельном движении и у него наблюдается неспособность концентрации внимания, то можно говорить о гиперактивности. Также действия малыша с повышенной активностью должны обладать некой долей взбалмошности и бесстрашием. Гиперактивного ребенка в общих чертах можно описать как непоследовательного, нелогичного, неусидчивого, рассеянного, непослушного, упрямого, неряшливого, неуклюжего.

В связи с вышесказанным к постановке диагноза повышенной детской активности следует относиться с осторожностью. Также нужно понимать, что даже если у малыша и существует в анамнезе диагноз гиперактивность, то это не делает его плохим

При воспитании гиперактивного ребенка:

-используйте метод поощрения (за правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение).

-постарайтесь избегать скандалов (нужно удалиться на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Ребенок увидит, что его спектакль некому не интересен и быстро успокоится.)

-постараться избегать критических замечаний

Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:

-проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании

-стройте взаимоотношение на доверии и взаимопонимании

-не давайте категорических указаний

-повторяйте свою просьбу одними и теми же словами несколько раз

-выслушивайте то, что хочет сказать ребенок

-уделяйте ребенку достаточно внимания

-не допускайте ссор при ребенке

-установите четкий распорядок дня

-оградите от длительных просмотров телевизора и компьютера

-не прибегайте к физическому наказанию, лучше использовать длительное сидение в определенном месте, но после должно следовать поощрение

-чаще хвалите ребенка

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

Предлагаю несколько игр и упражнений которые помогут ребёнку и Вам ,родители , в такой ситуации.

 На развитие концентрации

При отработке способности удерживать информацию необходимо  выбирать игры, подходящие по возрасту. Рассмотрим подробнее.

До 3-х лет

Дети ещё маленькие. Плохо говорят, не понимают значения многих слов, понятий. Поэтому необходимо выбирать самые простые занятия:

  1. Море волнуется. Игру можно проводить с компанией детей и одним ребенком. Взрослый говорит малышам бегать и прыгать по комнате, принимая различные позы, которые они захотят. После он произносит считалочку: «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура замри!».
    Дети должны как можно быстрее среагировать и застыть в той позиции, которая у них была на момент окончания последней строчки стишка. Потом игра начинается заново. Для повышения интереса можно выделить победителей и проигравших, чтобы вручить какую-то награду.
  2. Исчезнувшие предметы. Перед ребенком раскладывают предметы. Его задача – внимательно осмотреть их и запомнить. После малыш закрывает глаза или отворачивается, а взрослый убирает один объект. Что же пропало? Ребенок должен это выяснить и проговорить название.
  3. Нос-ухо-глаз. Можно проводить с одним ребенком и компанией. Взрослый называет «нос», «ухо» или «глаз» и показывает что-то одно на своем лице. Задача ведущего – запутать детей, можно назвать «глаз», но показать на ухо, и наоборот. Ребята должны выявить и исправить ошибку, показывая или называя слово верно.
  4. Поиск героев. Необходимо расположить перед ребенком рисунок, на котором спрятаны разные мультипликационные герои. Желательно, чтобы он хорошо знал и любил их, это повысит интерес. Поставленная задача – найти персонажей и либо указать на них пальцем, либо обвести карандашом. Если ребенок затрудняется, можно немного помочь ему.

Для 3-5 лет

К этому возрасту у детей уже должен расшириться в памяти запас понятий и слов. Упражнения можно усложнять, к старым добавлять новые.

  1. Места предметов. В общих чертах эта игра похожа на упражнение для более маленьких детей, но задача в ней гораздо сложнее. Проводить можно с одним ребенком и компанией. Взрослый должен выбрать от 5 до 10 предметов и разложить рядом друг с другом, прикрыв простыней. Снимая ткань на 10 секунд, попросите малышей внимательно рассмотреть и запомнить объекты, которые там находятся. После накрытия спросите ребят об этом. Чем больше вещей они запомнили – тем лучше.
    Повторно покажите ряд игрушек, но уже, чтобы запомнить последовательность, в которой они лежали. Для усложнения задачи можно поменять местами два предмета и спросить, что же изменилось. Также возможны такие вопросы, как: «Какого цвета каждый из объектов?», «По каким группам вы можете их разделить?», «Что их объединяет?».
  2. Пять движений. Данная игра больше подходит для проведения в компании детей. Взрослый должен показать пять движений в определенной последовательности, называя при этом их порядковый номер. Допустим, что поднять руки вверх – это два, а положить кисти на колени – пять. После попросите детей повторить движения в указанном порядке, который они должны были запомнить. Для усложнения задачи можно показать одно действие, называя номер другого, и посмотреть, исправит ли его кто-нибудь.
  3. Что нового? Данная игра проводится в компании детей. Взрослый рисует на большом холсте или доске любую геометрическую фигуру. Задача малышей – подходить по очереди и дорисовывать разные детали, которые, по их мнению, дополнят картину. После того, как все ребята по одному разу подошли к доске, они должны встать в ряд и рассказать все, что изменилось за этот «раунд». Далее игра продолжается, а сложность – увеличивается.
  4. Летает, не летает. Игру можно проводить с одним ребенком и компанией. Взрослый называет предмет или существо и поднимает руки, если оно летает, или опускает, если нет. Ребенок делает то же самое, но предупредите его, что необходимо не повторять за вами, а мыслить самостоятельно, так как вы можете перехитрить.
  5. Чей дом? Найдите в интернете или нарисуйте картинку с несколькими животными, например, от 5 до 8, и их домиками, которые должны соединять линии. Попросите малыша определить, где находится дом каждого зверька, не проводя по линиям ни пальцем, ни карандашом. Если он не справляется с задачей, разрешите пару раз воспользоваться вспомогательными средствами, после чего вернитесь к изначальной версии упражнения.
  6. Мозаичный узор. Подготовьте картинку с любой формой, например, цифру, силуэт животного или букву, и дайте ребенку ее изучить. После этого попросите выложить из мозаики изображение. Для усложнения упражнения можно убрать образец, чтобы малыш всё делал по памяти.

Для 5-6 лет

Игры должны быть ещё сложнее, поскольку ребенку нужно соответствовать нормам развития. Детей необходимо понемногу готовить к школе, освоению новых сфер знаний. Можно использовать такие занятия:

  1. Съедобное-несъедобное. Игра с одним ребенком или компанией. Поставьте детей полукругом, а сами расположитесь в центре, держа в руках мяч. Произносите слова, обозначающие объекты, предметы или еду, и бросайте его ребятам по очереди. Если назвали что-то несъедобное, они должны оттолкнуть или пропустить мяч, а если съедобное – поймать.
  2. Фотограф. Данная игра проводится детьми самостоятельно, без активного участия взрослого. Они должны выбрать одного фотографа, то есть «водящего» игрока. Остальные дети встают в ряд и принимают различные позы. После этого водящий выходит из комнаты либо отворачивается и закрывает глаза на полминуты. Задача остальных ребят – поменяться местами и выбрать другие позиции, чтобы фотограф распознал это и вернул их в изначальное положение.
  3. Смешанный лес. Эта игра – усложненная версия упражнения с поиском героев мультфильма. Здесь ребенку дается картинка, на которой изображены «особые» деревья среди обычных. Например, береза, маленькая елка или сосна. Ему необходимо найти их.

    На развитие контроля над импульсивными действиями

Такие занятия не направлены на то, чтобы сделать ребенка спокойнее. Но они помогут предотвратить появление приступов агрессии, спонтанного поведения. Также необходимо менять игры в зависимости от возраста.

До 3 лет

Начинать занятия стоит с малышами как можно раньше. Однако нужно учитывать предпочтения конкретного ребенка. Рассмотрим возможные игры:

  1. Руки-ноги. Ребенка необходимо поставить напротив себя, чтобы показать технику движений на своем примере. Для этого начинайте совершать прыжки вверх, одновременно сводя и разводя руки и ноги. То есть, в тот прыжок, когда вы разводите ноги, соедините руки сверху над головой, и наоборот. Повторите упражнение несколько раз, чтобы не переутомить малыша.
  2. Носочки-ладошки. Посадите ребенка на пол, чтобы он оперся спиной о стену. Попросите его согнуть руки в локтях, а раскрытые ладони оставить на уровне плеч, перпендикулярно полу. Далее следует совершать движения кистями и носками. Например, одновременно отвести в сторону носочек правой ноги и ладонь или, напротив, правой ноги и левой руки.

От 3 до 5 лет

В этом возрасте эффективны занятия в команде. Полезной будет игра «Считалки-догонялки». Для нее понадобится компания детей, от 3 до 10 человек. Активное участие взрослого не требуется. Необходимо будет выбрать одного ведущего, который встанет посередине. Остальные должны выстроиться в ряд перед ним.

Далее ведущий проговаривает стишок, поочередно указывая пальцем на остальных участников, как бы пересчитывая их: «Мы – веселые ребята, любим бегать и играть, никого не обижать. Ну, попробуй нас догнать!». Тот малыш, на которого покажут, становится новым ведущим и догоняет остальных. Последний пойманный ребенок перенимает главную роль, и считалка начинается заново, уже от его лица.

От 5 до 6 лет

Развитию контроля над действиями хорошо помогает игра «Речка-берег». Для нее подойдет участие одного ребенка или нескольких, вплоть до целой компании.

Взрослый должен обозначить, что одна сторона, допустим, справа от них – это речка, а слева – берег, и в зависимости от названного слова детям нужно прыгать в обозначенные места. Далее можно начинать саму игру.

По ходу упражнения разрешается немного схитрить, например, множество раз подряд называть «Речка» и «Берег» поочередно, а после – вразброс, чтобы дети запутались и поняли, что внимание нужно обращать на слово, а не на привычку. Это особенно помогает ребятам, испытывающим трудности с переключением.

На развитие дисциплинированности

Игры помогут научить находиться некоторое время в одной позе, сидеть нужный период за столом, планировать действия. Это особенно важно для детей, которые ходят в детский сад, посещают групповые занятия.

До 3 лет

Можно поиграть во «Флажок». Занятие подойдет для одного ребёнка или компании.

Включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение ритмичной. Попросите детей начать произвольно двигаться в такт мелодии. Они могут маршировать или танцевать. После того как взрослый поднимет руку с флажком, музыка выключается, и все ребята должны быстро среагировать и «застыть» в той позе, в которой они были во время звучания песни. Простояв так несколько секунд, дети начинают снова двигаться с включением музыки.

От 3 до 5 лет

Подойдет игра «Запрещенное движение» с компанией детей возрастом минимум 3 года. Для занятия включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение веселой и ритмичной. Активное участие взрослого необязательно.

Поставьте малышей полукругом или кругом, в центре должен находиться ведущий. Он придумывает запретное движение, которое нельзя использовать, и включает его в список того, что он покажет остальным ребятам. Затем участники повторяют данные действия, убирая запретное. Кто первый ошибся, встает на место ведущего. Игра начинается заново.

Также можно поиграть в «Иголку и нитку». Развлечение подойдет для компании детей 3-4 или 3-5 лет.

Включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение веселой. Активное участие взрослого необязательно. Водящий выбирается из ребят, он будет «иголкой», а все остальные – «ниткой». Все дети встают в ряд. Далее они должны двигаться вслед за «иголкой», которая стоит впереди всех, огибая различные преграды. Например, стулья или специальные предметы.

От 5 до 6 лет

Игры должны быть сложнее, но не менее интересные. Для дошкольников подойдут такие:

  1. Дракон кусает свой хвост. Для проведения в компании детей. Активное участие взрослого не требуется. Ребята должны встать в ряд друг за другом, взяв впереди стоящего за бока. Первому малышу отдается роль головы, а последнему – хвоста. Голове следует бегать и вести за собой остальных детей, и при этом пытаться догнать «хвост», который от нее уворачивается. Когда он будет пойман, дети продвигаются вперед, то есть ребенок, стоящий вначале, встает в конец и так далее.
  2. Мама-робот. Попросите своего малыша научить вас тому, что он хорошо умеет, чем интересуется. Но при объяснении должны использоваться только слова, без действий. А задача взрослого – сделать в точности то, что ему говорят, не подыгрывая.

Например, если ребенок произносит, что для заваривания чая достаточно положить в кружку пакетик и налить воды, сделайте точно так. Возьмите обычный бытовой мешочек, поместите его в стакан и залейте водой из-под крана. Когда малыш поймет, что что-то здесь не так, попросите его объяснить подробнее, не забывая про детали. Это поможет понимать и видеть плоды своего планирования.

Развитие самоконтроля

Без этого навыка ребенку будет сложно адаптироваться в кругу сверстников. Также возникнут сложности с поведением на уроках, восприятием информации. Во время занятий нужно ориентироваться на возраст, настроение ребенка. Можно использовать одну из игр для детей 6-7лет.

ИграОписание
ШепотПроводить можно с одним ребенком или компанией. Перед началом обозначьте  условные жесты. Например, когда вы поднимаете руки вверх, дети могут бегать, прыгать и кричать, если подносите палец к губам, им следует говорить шепотом и медленно передвигаться. При показывании руками  креста они должны замереть, замолчав. В идеале нужно проводить упражнение под музыку, вовремя запуская и останавливая ее.
ШарикПодойдет для проведения с одним ребенком и компанией. Посадите ребят кругом, а сами расположитесь в центре. Попросите их закрыть глаза и выставить ладони вместе перед собой, поместите каждому малышу в руки небольшой шарик. Затем укажите, чтобы они повзаимодействовали с ним: покрутили, потерли, подышали на него или погладили для передачи своего  тепла. Спустя минуту-две попросите детей открыть глаза и поочередно рассказать о чувствах и эмоциях, которые возникли у них во время выполнения.

Одновременная тренировка нескольких функций

Помните, что ребенку с СДВГ будет сложно одновременно слушать и сдерживать свои порывы, концентрировать на чем-то внимание, особенно на первых порах коррекции. Поначалу упражнения должны быть направлены на развитие одного или двух навыков, чтобы не истощать малыша и не вогнать его в тоску.

Читайте также: