«Развитие ориентировки в пространстве»

В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает понемногу ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему усвоить основные представления о нём (верх-низ, на, под, около, за, лево право и т.д.). Умение ориентироваться в пространстве развивает пространственное воображение, а оно в свою очередь развивает мышление.

Последовательность освоения понятий:

  • 3-4 года: впереди — сзади, вверху, внизу, начинаем изучать право – лево.
  • 4-5 года: умение двигаться в заданном направлении, расположение различных объектов и предметов по отношению к себе, и начинаем осваивать пространственные отношения (далеко-близко).
  •  5-6 лет: усовершенствование ранее изученных понятий. Начинаем учиться ориентироваться на листе бумаги.
  • 6-7 лет: продолжаем усовершенствовать ранее освоенные понятия, начинаем знакомиться со схемой, планом.

Рекомендации:

  1. Для начала научите ребенка различать правую и левую руки. Создайте ассоциацию у ребенка с определенной рукой. Например, правая (левая для леворуких) рука — та, которой он держит ручку или ложку.
  2.  Когда с руками разобрались, расскажите ребенку, что все, что находится со стороны правой руки — тоже правое. Нога, ухо, глаз.
  3. Теперь тренируем умение определять расположение предметов в пространстве. Просите ребенка принести вам предмет, который справа от него, или слева, спросите, что находится по правую руку, а что по левую.
  4. Во время прогулки рассматривайте все вокруг, комментируйте все, что увидели, называя, с какой стороны вы это наблюдаете. «Смотри, какой красивый котик справа от тебя!» .
  5. Систематически в повседневной жизни старайтесь акцентировать внимание на размещении вещей в пространстве. «Где твоя зеленая машинка? Вот она, справа от кубиков!» «Принеси мне твою белую майку. Она в левом ящичке комода».
  6. Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

Консультацию подготовил учитель-логопед: Кесова А.Б.

Читайте также: