Развитие положительной мотивации к обучению у дошкольников

Виды мотивации

Есть два вида стимулирования – внутренний и внешний.К первому относится добровольное желание. Например,: читаю про динозавров, потому что хочу узнать о них больше. Эта мотивация опирается на ощущения «мне приятно и интересно» и считается идеальной для детей школьного и дошкольного возраста. Внешний стимул – когда ребенок хочет хорошо учиться, потому что видит в этом большую перспективу. Ему могут не нравиться предметы, но будет «греть» великая цель, ради которой нужно стараться. Преимущественно это работает с подростками, которые уже понимают, кем хотят стать в будущем.Также бывает положительная и отрицательная мотивация. Сюда относится похвала и поощрения, выговоры и наказания от взрослых.Идеальный вариант для детей 4 – 5 лет – это сочетание внутреннего и положительного видов стимулирования.

Руководство для родителей: как использовать основные мотивы дошкольников

Чтобы пробудить у ребенка интерес к обучению, мамам и папам нужно понимать мотивы, на которых основывается его деятельность.

Выделяют 5 основных:

«Хочу быть, как взрослые». Дети стараются во всем подражать старшим, и это желание движет ими в ролевых играх. Поэтому подавайте ребенку личный пример. Показывайте и рассказывайте, что вы тоже постоянно учитесь, читаете, вам интересно и не хочется отставать от других.

«Главное – играть». Через игру ребенок примеряет на себя разные роли, модели поведения и учится жить. Поиграйте вместе в школу. Пусть сын или дочка побудет учителем, а вы учеником. Предложите разучить с вами буквы или цифры, такой способ тоже отлично подойдет для запоминания. 

«Я – личность».Мотивы самолюбия и самоутверждения появляются на границе 3 – 5 лет. Чтобы не встретить сопротивление, с детства проявляйте к маленькому человеку уважение, и если ему не нравится заниматься по классическому букварю, попробуйте кубики, карточки или игры на планшете, пока не услышите радостное «да!»

«Я хороший, давайте дружить». Для ребенка важны хорошие отношения со взрослыми и детьми, поэтому он старается получить одобрение окружающих. Хотите мотивировать его к учебе, чаще хвалите за любые достижения.

«Хочу узнавать, что мне интересно». Тяга к познанию у детей возникает, когда им интересно. В этом случае можно придумывать обучающие игры с любимыми мультипликационными героями или игрушками.

Важные условия для формирования мотивации у дошкольников

Как правильно начинать подготовку к школе, чтобы у ребенка не пропал интерес?

  • Подбирайте задания, ориентируясь на индивидуальные особенности и возраст. Например, медленным детям требуется больше времени, чтобы усвоить материал. Активным – подавайте информацию в динамичной форме.
  • Двигайтесь от простого к сложному: сначала запоминайте буквы, затем формируйте ее образ – обводите, рисуйте, лепите, потом тренируйтесь писать. Следующий этап – пробуйте с ребенком составлять слоги и слова. 
  • Подходите к образовательному процессу творчески: не подошел один метод, ищите другой.
  • В основе домашнего обучения используйте игру. 

Консультацию подготовил учитель-логопед Кесова А.Б.

Читайте также: