«Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

              Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать:

·       фонематическое восприятие (т.е. различать звуки родного языка).

·       Различать гласные – согласные звуки, звонкие-глухие, твердые-мягкие звуки.

·       Уметь определять позицию и количество звуков в слове.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

·       наша речь состоит из предложений.

·       предложение — это законченная мысль.

·       предложения состоят из слов.

·       слова состоят из звуков.

·       звук — это то, что мы слышим и произносим.

·       буква — это то, что мы видим и пишем.

·       звук на письме обозначается буквой.

·       звуки бывают гласные и согласные.

Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет?

Помогаем ребёнку овладеть начальными навыками звукового анализа слова:

  • самостоятельно произносить слова,
  • интонационно подчеркивая в них первый звук;
  • узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению);
  • различать на слух гласные и согласные звуки;
  • развивать навыки деления слов на слоги на основе выделения гласных звуков.

Специальные упражнения для выполнения дома:
«Чудо-звуки»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары.
«Слушай, пробуй, как звучит»
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать, что и как звучало.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, перелистывание страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.
«Где позвонили»
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный — «Жмурки»: ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.

Консультацию подготовил учитель-логопед Кесова А.Б.

Читайте также: