У ребёнка воображаемый друг: о чём это говорит и что с этим делать?

У ребёнка воображаемый друг: о чём это говорит и что с этим делать?

Узнав, что у ребёнка появился воображаемый друг, с которым он беседует и играет, родители часто пугаются. Стоит ли бить тревогу, когда ребёнок общается с воображаемым персонажем, или это нормально для детского развития?

Синдром Карлсона

По оценкам специалистов, около 65 % детей в возрасте от 3 до 8 лет придумывают себе воображаемых друзей.

Другом может стать литературный персонаж, герой популярного мультика или просто выдуманное существо. Если к определённому возрасту ребёнок забывает о подобном развлечении, это закономерный этап развития личности.

Чаще всего выдуманные друзья имеются у малышей с богатой фантазией и достаточно высоким уровнем интеллекта.

Создавая образ, они удовлетворяют некоторые свои потребности:

Компетентность

Даже совсем маленькой личности хочется иногда играть главенствующую роль. И если в реальной жизни решающее слово всегда остаётся за родителями, то со своим воображаемым другом ребёнок может быть главным и самым умным.

Дружба

В реальной жизни не у каждого человека находятся друзья, а потребность в отношениях имеется. С воображаемым персонажем легче найти общий язык. К тому же он всегда выслушает и не будет спорить или ругаться.


Автономия

Малыш может не только придумать друга, но и смоделировать с ним любую ситуацию. Это даёт ему чувство контроля над жизнью. Иногда он даже пытается манипулировать родителями при помощи придуманного героя.

                        Причины появления воображаемого друга

Основная причина — это богатое воображение ребёнка, которое он использует.

Но спровоцировать появление несуществующего персонажа могут и следующие факторы:


Одиночество, потребность в общении
Часто это касается единственного ребёнка в семье. У него нет брата или сестры, а со сверстниками отношения не складываются. Когда у малыша появляется реальный товарищ, выдуманный персонаж обычно пропадает.


Потребность в защите
Ребёнок чего-то опасается, но по разным причинам не может получить помощь и защиту у близких. Его помощником становится придуманный друг. Он охраняет его сон, сидя под кроватью, или сопровождает его на кухню, где прячется монстр.

Страх наказания

На выдуманного друга часто перекладывается ответственность. Когда мама спрашивает, кто разбил вазу, ребёнок отвечает, что это сделал Гоша. Через своего друга малыш может опосредованно проявлять злость, недовольство, агрессию. «Гоша не хочет этого делать!», «Это Гоша громко кричал».


Манипуляция родителями
Ребёнок просит купить мороженое своему другу Гоше, требует новую игрушку, потому что Гоше скучно.

Как вести себя родителям

В первую очередь нужно успокоиться и понять, что наличие воображаемого друга — это не симптом какого-либо заболевания, а естественный этап взросления.

Но при этом необходимо правильно себя вести, чтобы подобная игра не превратилась в проблему:

Расспросите ребёнка о его воображаемом друге.
 Из рассказа вы поймёте, что за персонажа он себе придумал, как он к нему относится и что его беспокоит. Именно на своего невидимого приятеля малыш часто проецирует имеющиеся страхи, мечты, планы, желания.
 

Включайтесь в детскую игру.  Если малыш говорит, что Буба спрятался под кроватью, ищите его вместе. Поставьте для него тарелку и помойте яблоко — ведь Буба их так любит.

Но не стоит проявлять инициативу в отношениях с воображаемым другом.
 Не спрашивайте сами малыша, пойдёт ли его друг есть кашу и что он делал сегодня. Это внутренний мир ребёнка, в котором главный только он.
          Не разрешайте перекладывать ответственность на друга и манипулировать вами. Если малыш говорит, что в его проступке виноват невидимый приятель, объясните ему, что только он сам должен нести ответственность. Сами тоже не увлекайтесь манипуляциями — не нужно говорить что Буба просит его доесть суп.

                    Расширяйте круг общения ребёнка,

и у него будут реальные друзья!

Педагог-психолог

Дубинко Ирина Анатольевна

Читайте также: