«ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ»!

С ПРИХОДОМ ВЕСНЫ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ ФРАЗУ «ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ»!

 ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОДУМАЕМ — СУЩЕСТВУЕТ ЛИ

ОНО НА САМОМ ДЕЛЕ? И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?

С наступлением весны меняется природа: ласковее светит солнышко, сугробы превращаются в озорные ручейки, день становится длиннее. Но, к сожалению, не только природа меняется с весной, меняются и некоторые детки.

Наверное, вы заметили, что есть категория детей, чье поведение резко меняется с наступлением весны. Они становятся чрезмерно капризными, эмоционально неуравновешенными, чересчур возбудимыми. Ребенок может внезапно начать драться в детском саду, или активно проявлять  протестное поведение. Педагоги традиционно отмечают весеннюю рассеянность и трудности с концентрацией внимания у своих воспитанников. У детей помладше наблюдаются выраженные проблемы с самочувствием и поведением. Демисезонный период вызывает у них усиление тревоги и страхов, с которыми очень трудно справиться.

В зависимости от состояния нервной системы и особенностей личности ребенка, весеннее обострение, такой термин мы с вами часто используем в повседневной речи, может проявляться по-разному. Опишем наиболее часто встречающиеся у детей формы, чтобы вы могли вовремя понять, что ваш ребенок нуждается в помощи.

У ребёнка, например, могут наблюдаться частые истерики. Вечером, вместо того, чтобы как обычно пожелать игрушкам спокойной ночи и пойти спать, ребенок начинает капризничать и плакать. Он просится на ручки, требует «заморской» еды (не хочу кашу, хочу гороховый суп; не буду чай, хочу кисель), разбрасывает игрушки, рвет свои рисунки. Казалось бы, он столько труда вложил, чтобы построить из деталей конструктора замок, а теперь ломает его в приступе ярости! — Он просто очень устал и не может справиться со своим состоянием. Переживания захлестывают его, и нервная система не выдерживает этого накала.

Встречаются такие ситуации, когда обычно активный, малыш внезапно становится очень молчаливым, отстраненным, замкнутым. Вернувшись из сада домой, он подолгу переодевается и выполняет привычные действия с ошибками. Может целый час сидеть с застывшим взглядом, не обращая внимания на ваши замечания. Ребенку очень трудно, так как его нервная система перегружена и ему не хватает сил для того, чтобы переключиться из одного состояния в другое. По сути это — такая же истерика, как в пункте 1, только безмолвная, происходящая исключительно внутри.

Можем наблюдать – приступы упрямства. Ребенок, с которым раньше можно было договориться, сейчас стал совершенно невосприимчивым к вашим предложениям. Он стоит на своем, даже если это ему невыгодно. В ответ на ваши доводы и аргументы он начинает еще сильнее настаивать и спорить. Причем его требования не касаются чего-то действительно важного, а носят ситуативный характер. Малыш совершенно непоследователен и противоречит сам себе.

Часто встречаются у большинства детей нарушения сна и потеря аппетита. Эта форма реагирования на смену сезонов не так очевидна и заметна, как остальные. Ребенок начинает чаще просыпаться ночью и жаловаться на страшные сны. Он подолгу ковыряется в тарелке и отказывается даже от любимых лакомств. Малыш подавлен и утомлен, и ему очень трудно справиться с этим состоянием.

Сейчас, когда мы описали разнообразные проявления сезонных обострений, встает закономерный вопрос: как помочь ребенку пережить эти трудные периоды? Что же делать с ребенком в период весеннего обострения? Будем откровенны – волшебных способов успокоить разбушевавшегося ребенка не существует. Хотя в копилке каждого родителя найдутся хитрые методы, помогающие справиться с буйным нравом своего малыша, но эти действия лишь временно снимают поведенческие и эмоциональные симптомы. Реальность такова, что ребенку со слабой нервной системой нужен определенный образ жизни, соблюдать который необходимо не в периоды сезонного обострения, а пока у ребенка не сформируются естественные механизмы саморегуляции.

Важно знать, что обилие эмоциональных впечатлений приводит к истончению сил нервной системы, к перевозбуждению, излишней нервозности и агрессивности ребенка:

  • Необходимо снизить интеллектуальные и физические нагрузки. Командные и активные виды спорта вопреки сложившемуся мнению наоборот способствуют перевозбуждению ребенка. Повышенная интеллектуальная нагрузка приводит к переутомлению и, как следствие, к повышенной раздражительности.
  • Яркие мультфильмы и компьютерные игры вредны для вашего ребенка! Не стоит уделять больше получаса в день телевизору и компьютеру. Лучше выберите что-то одно: сегодня любимый мультик, завтра игра на планшете.
  • Следует избегать шумных мест с большим скоплением людей. Увы, но крупные супермаркеты, многолюдные кафе ребенку следует избегать. Дни рождения, театры, цирки и т.д. следует посещать исключительно в выходные дни, когда у ребенка останется возможность отдохнуть от полученных впечатлений.
  • Помните, что детский сад – это тоже нагрузка для вашего ребенка, поэтому при возможности старайтесь устраивать ему среди недели дополнительный отдых, когда он может остаться дома и провести день в спокойной обстановке.
  • Важно понимать, что все предъявляемые ребенку требования должны соответствовать его не возрастным, а личным особенностям. Подойдите к этому вопросу индивидуально. Например, кто-то из детей способен самостоятельно одеться и раздеться, а кто-то в этом возрасте не может одеться без помощи мамы. Все дети разные. Определив требования, не забывайте, что ребенку со слабой нервной системой сложно самостоятельно довести дело до конца. Очень быстро он сам научится лепить, красить, самостоятельно убирать игрушки, но если ваш сын или дочка просит помощи – помогите ему. Будьте рядом, напоминайте, что ему необходимо сделать, поддерживайте и ободряйте его, при необходимости сделайте задание вместе.
  • Ребёнок нуждается в хорошем отдыхе и свободном времени. Отсутствие времени на детские дела – верный залог ухудшения ситуации.
  • Полноценное питание. Ребёнку необходимо мясо, овощи, фрукты, орехи и натуральные сладости.
  • Совместная и интересная ребёнку деятельность с родителями. Чувство поддержки во взрослом откроет для ребёнка канал для выпуска негативных переживаний и состояний. Когда ребёнок может пожаловаться вам на вас – это замечательно, поскольку его психике не надо искать окольные пути выражения недовольства.

Старайтесь в семье устанавливать тесные эмоциональные связи. Проводите всей семье  больше времени за общими делами. Чаще бывайте на воздухе, играйте в совместные игры, читайте и обсуждайте прочитанное. И пусть вена приносит вам только радость!!!

В весну с радостью, без тревог, усталости и переживаний!

Пестрякова Т.Ш

Читайте также: