Готовимся к школе, играя!
Многие родители считают, что для успешной учёбы в 1 классе дошкольнику достаточно иметь определённый багаж знаний и умений – читать, писать, считать до 10 и т.д.
На самом деле одной интеллектуальной готовности для поступления в школу недостаточно.
Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учёбе нередко связано с низким уровнем развития произвольности поведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.
Современные дети растут в новом мире — мире гаджетов, дефицита внимания, перегруженного восприятия (яркие динамичные мультфильмы, громкие звуки и т.п.). Всё это лишает детей основ их двигательного и психического развития.
Так, когда ребёнок ползает, он формирует моторные и когнитивные навыки. Когда играет со сверстниками в подвижные игры, учится общаться, принимать правила, тренирует внимание, память. Общение с родителями, сказки на ночь формируют психическое здоровье и эмоциональную сферу ребёнка.
А если сказку рассказывает голос из гаджета, футбол во дворе заменили онлайн-игры, а познавательный интерес угас после многочисленных запретов взрослых «Стой, упадёшь!»? Вряд ли ребёнок будет развиваться гармонично. И как следствие, в дошкольном и школьном возрасте это проявится трудностями обучения и поведения: гипер- и гипоактивностью, «плохим» почерком, пропуском букв, неумением считать.
Главная деятельность ребенка в возрасте до 7 лет – игровая, чем больше ребенок играет в дошкольном возрасте, тем лучше он развивает необходимые качества и способности. Главное, чтобы игры были «правильными», а не заменялись компьютером или игровыми приставками. Поэтому родителям необходимо научить ребёнка играм, вырабатывающим у него способность следовать по правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия.
Игра формирует все, что необходимо для полноценного развития личности. В играх ребенок развивается как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. В игре ребенок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие черты свободной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.
С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение — психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
Давайте рассмотрим самые важные навыки будущего школьника, и как их можно развивать в игре.
1. Развитие мелкой моторики рук.
Не надо заставлять ребенка писать прописи. Это, может, и разовьет руку, но отобьет охоту учиться. Ведь маленькому ребенку это пока неинтересно. Отлично развивают тонкую моторику руки лепка из пластилина и глины, рисование, аппликация, оригами – собрание мелких деталей конструктора. А это как раз то, чем дети занимаются с большим удовольствием.
2. Умение работать по правилам.
При решении задач, да и вообще в течение всего учебного процессора необходимо, чтобы ребенок помнил задание во время его выполнения. Эту задачу лучше всего решают детские настольные игры, например, лото, домино, игры, где надо ходить по очереди, бросая кубик.
3. Речевое развитие детей.
Заучивание стихотворений и пересказ текстов в этом не очень помогают. Стоит задавать ребенку вопросы о прочитанном тексте, уточнять, как он понял то или иное слово или выражение. Замечательные результаты даёт рассказ об увиденном по картинке. По дороге из детского сада (в детский сад) можно поиграть в игру «Я заметил»: «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
4. Произвольное внимание и волевая сфера.
Лучше всего помогают развить это дидактические игры, изобразительная деятельность, конструирование, подвижные игры с правилами. Например, «Море волнуется раз», «Съедобное – несъедобное», «Колечко, выйди на крылечко» — прекрасные игры для развития данных качеств.
5. Умение общаться.
У идущего в школу ребенка, могут возникнуть сложности с адаптацией в коллективе. Следите, чтобы до школы у ребенка появился опыт общения со сверстниками. Приглашайте детей в гости, ходите на детские площадки, запишите его в какой-нибудь кружок. Организуйте совместные игры, пусть дети учатся договариваться, взаимодействовать, сотрудничать и не только соблюдать правила, но и придумывать свои.
Хотите, чтобы ребенок гармонично развивался и в дальнейшем успешно адаптировался к школе и овладел учебной деятельностью – давайте играть!