Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с применение нетрадиционных форм. «Автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш»
Составитель: учитель-логопед
Н.В. Маслина
Приоритетная образовательная область: речевое развитие в сочетании с познавательным, социально-коммуникативным, физическим и художественно-эстетическим развитием.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста и учителя-логопеды дошкольных ОУ.
Цели:
Для педагогов:- Повышение уровня компетентности учителей-логопедов по вопросам организации коррекционно-развивающей работы с применением нетрадиционных форм работы с песком.
Для детей:- Автоматизация звуков «С» и «Ш».
Задачи:
Для педагогов:— Продемонстрировать эффективные формы и приемы работы с песком при автоматизации звуков «С» и «Ш».
Для детей: —
- Развивать моторику рук и тактильные ощущения.
- Активизация и пополнение словаря.
- Развитие речевого дыхания.
- Совершенствование фонематического восприятия.
- Формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.
- Закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове, в предложениях.
- Закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш].
- Снижение психофизического напряжения.
Оборудование: стол с подсветкой для работы с песком; картинки со звуками «С», и «Ш»; белка (мягкая игрушка), трубочки для коктейлей; сосновые (еловые) шишки; корзинка; музыкальное сопровождение; подарки детям.
Время реализации: 30 минут.
Ход занятия:
Этапы работы | Методы и приемы работы | Содержание |
1 | 2 | 3 |
Этап I. Ритуал начала занятия. Введение в групповой процесс. Создание положительного эмоционального фона. | Упражнение «С Добрым утром!» | Логопед: С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать «бинокль» и посмотреть в него С добрым утром, ушки! Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши Приложить ладони к ушам « С добрым утром, ручки! Вы проснулись? Поглаживать то одну, то другую ручки Хлопки в ладоши С добрым утром, ножки! Вы проснулись? Поглаживание коленок Потопать ногами С добрым утром, солнце! Я — проснулся! (проснулась) Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх) |
Этап II. Разминка. | Артикуляционные упражнения: «окошко», «лопаточка», «чашечка» «часики», «вкусное варенье», «качели» и т.д. Цель: диагностика и развитие подвижности и дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. | Логопед: Дети, сегодня нас ждут интересные приключения, потому что мы отправляемся в песочную страну! Но чтобы попасть туда, надо произнести волшебные слова (взрослый и дети берутся за руки над столом с песком, закрывают глаза и произносят слова): В ладоши наши посмотри В них доброту, любовь найди. Песочная фея, приходи! (логопед надевает шляпу, и превращается в песочную фею). Я хочу научить вас волшебным заклинаниям, но они очень сложные, чтобы их произнести нужно, сделать гимнастику для языка. Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроется дверь Приоткрыть рот окошко – пальцы сжать в кулаки. Мы туда без труда попадём на волшебном ковре самолёте лопаточка – пальцы широко оттопырить. На летучем большом корабле. Чашечка – пальцы подбрасывают песок. Или с бабой ягой на метле. Часики – пальцами двигаем ритмично влево вправо На плоту по молочной реке И верхом на коньке горбунке Можно в сказку взлететь на жар птице Качели – пальцами в такт движения языка двигать по песку. Можно на колобке закатиться Вкусное варенье – пальцы круговое движение по песку. Пожевать язык – пальцы сжимаются разжимаются. Ой, мы в сказке уже. | |
Этап III. (диагностика коррекционно развивающий.) Этап IV. Рефлексия оценка-занятия. | Дифференциация [с] и [ш] в слогах. Цель: различать на слух правильное произношение звуков [с] и [ш]. Упражнение на дыхание «Что под песком?» Цель: диагностика и развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц. Физминутка «Разноцветная игра» Цель: учить слышать музыку выполнять движения под музыку. Упражнение на автоматизацию звуков [с] и [ш] в словах «Собирайка.» Цель: закрепить правильное произношение звуков], [с] и [ш], закрепить умения согласовывать существительные с числительными. Рисование букв. Цель: развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук, воспитывать интерес к творчеству. Рефлексия «Солнышко» Цель: эмоциональная оценка занятия | Фея: —Молодцы! Теперь ваш язычок готов произнести заклинания. Дети произносят слоги четко, проговаривая звуки «С», «Ш». Ша-шо-шу-ши, Са-со-су-сы, Ши-шо-шу-ша, Сы-со-су-са, Шу -шо -ши-ша, Су-со-сы-са, Шо -ша -шу-ши, Со-са-су-сы. Фея: В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит: 1.Дети медленно или быстро сыплют песок из своего кулачка на стол, на свою ладонь, из ладони в ладонь. 2.Дети сыплют песок на пальцы, которые называет фея. (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Фея: Под песком заранее спрятаны карточки с символами звуков [с] и [ш]. Возьми волшебную трубочку и дуйте в песок. Набирайте воздух через нос, не поднимая плеч, надуй живот «шариком». Выдыхайте медленно и плавно. Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была долгой (дети находят картинки с изображением символов звуков [с] и [ш], четко произносят их). Песня «Разноцветная игра» Дети повторяю движения за педагогом. Фея: Посмотри, здесь сидит белочка и плачет. Наверно у нее упала корзина, и рассыпались сосновые шишки. Помогите собрать их и сосчитать, сколько сосновых шишек было в корзине (дети собирают сосновые шишки в корзину и считают их от 1 до 8, четко проговаривая «Одна сосновая шишка», «Две сосновые шишки» и т.д.). Фея: Сейчас мы с вами будем рисовать. Но делать это с вами мы будем не кисточкой, а пальчиком. Логопед: — Где мы путешествовали? Какие задания были для вас самыми интересными? -Какие задания показались трудными? С каким настроением уйдете с занятия? |