«Логопедические игры с использованием песочной терапии»
Характерологическими особенностями детей с нарушением речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Ограничение речевой практики приводит к задержке в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. Поэтому педагогу необходимо в практической деятельности использовать наиболее эффективные методы работы, одним из которых являются нетрадиционные методы.
Применение нетрадиционных методов в коррекционной работе признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.
К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играть в песок можно не только на улице — можно устроить минипесочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.
Игра с песком не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи. В играх с песком у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения. Также у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения.
09.12.2021 учителем-логопедом МАДОУ д/с №186 Маслиной Натальей Викторовной было проведено подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм по теме «Автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш»
Предложенный дидактический материал может быть использован педагогами дошкольных учреждений, дефектологами, логопедами и родителями. Использование в совместной деятельности с детьми 4-5 и 6-7 лет простые игры и упражнения позволят до прихода в школу скорректировать у ребенка речевые трудности. Материалы, представленные в разработке, могут быть реализованы на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Учитель-логопед Маслина Н.В.