Правильное употребление предлогов с помощью игр

Чтобы речь ребенка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребенка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребенок попросту может не слышать их.

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Дети очень любят играть и очень легко учатся в игре.

Игра «Где лежит игрушка?» — эта игра учит ребенка понимать значение предлогов — НА, В, ПОД, ОКОЛО.

Берем коробку с крышкой, ставим ее на стол, а рядом кладем мелкие предметы или игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую – под коробку, следующие – на коробку и около коробки.

Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д.

После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.

Игра «Куда села бабочка?» — игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога — НА.

Держим в руке игрушечную бабочку или ее изображение и перемещаем еѐ на различные предметы, спрашивая у ребенка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.

Котёнок и собака

Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки. Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.

Показываем указательный палец другой руки. Это котенок. Котенок маленький, он любит прыгать.

Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок).

Под домик (указательный пальчик поставить под домик).

Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка).

Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав». Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась).

Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

В дальнейшем команды водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

Игра с мячом — эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога — С.

Бросаем мяч малышу и спрашиваем: «С чем пьют чай?» Ребенок отвечает и бросает мяч обратно:

«С сахаром».

«С чем делают блинчики?» (С творогом).

«С кем ты дружишь?» (С Сашей).

«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.

Игра «Прятки»

Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребенок не видел этого. Предлагаем ему угадать, куда мы положили игрушку, задавая вопросы-подсказки, в которых есть предлог: «Может я спрятала в шкаф?», «Может я спртала под стол?» и т.д.

Затем прячет ребенок и уже взрослый задает вопросы, содержащий предлог. Например, «Ты спрятала мяч за штору?», «Ты закатила мяч под кровать?» и т.д.

Загадки

Для речевой игры возьмите 5 предметов. Один положите на коробку, два – около коробки, один – в коробку, один – под коробку. Ребенку нужно запомнить, где что находится. Закройте покрывалом Ваши игрушки и коробку и спросите ребенка: «Где спрятался ёжик / белочка и т.д.» Загадайте загадку: «Он белый, пушистый, с длинным ушами. Где он сидит?» Уберите платок или покрывало и проверьте. Отгадав, ребенок получает игрушку. Преимущество занятий с детьми дома в отличие от занятий в группе детей в том, что мама всегда может подстроиться под интересы ребенка, подольше задержаться на том, что вызывает у него сложности. Если ребенок не ошибается в словах «под» и «около», но путается в предлогах «на» и «в» — то в нескольких играх используйте только эти два трудных для малыша слова, пока он не перестанет ошибаться. А затем уже введите в речевую игру все 4 слова.

«Найди ошибку»
Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая
предложения с ошибками. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи
употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку
нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним.
Я сорвал яблоко над дерева. (я сорвал яблоко с дерева)
 Птенчики выпали от гнезда. (птенчики выпали из гнезда)
 Я возьму игрушку у шкафа. (я возьму игрушку из шкафа)
 Кошка прыгнула от стула. (кошка прыгнула со стула) и т. д.

Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину».

Консультацию подготовил учитель-логопед Алистратова А.А.

Читайте также: