Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Ошибки чтения и письма носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его посещения детского сада. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения, а также нарушениями фонематического слуха, который в свою очередь отвечает за различение звуков родного языка.

Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.Дисграфия и дислексия являются не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влекут за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.

Для того, чтобы приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности, укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами, научить звуковому анализу и синтезу слов, необходимо, как это не банально звучит, играть с детьми. Ведь последовательный и систематически проводимый звукослоговой анализ является одним из условий успешного овладения грамотой.

Предлагаем Вам игры, которые помогут Вашему ребенку овладеть грамотой и в дальнейшем учиться только на «отлично».

Прежде чем начать, дорогие мамы и папы, внимательно ознакомьтесь с правилами проведения данных игр.

  1. Называйте, пожалуйста, звуки, а не буквы. Звук «М», а ни в коем случае не «МЭ» или «ЭМ», так как в дальнейшем при анализе слов детям очень трудно разобраться в названии букв и звуков. И так как мы работаем на развитие фонематического слуха в первую очередь, то мы слышим звуки, а не буквы!
  2. Давайте детям такие слова для звукового анализа и синтеза, написание которых не расходиться с произношением (мак, лук и т.д.).
  3. Помните, что звонкие согласные оглушаются в конце слова (паровоз мы слышим – паровос, зуп и т.д.)

Игры:

1. «Встречу слово по дороге – разобью его на слоги»

Бросить ребенку мяч, назвав любое слово, он отбивает мячом количество слогов.

2. «Слог да слог и будет слово, мы в игру играем снова…»

Взрослый называет ребенку первый слог любого слова, а ребенок должен досказать слово: Са—  (ша, хар, пог, лют).

3. «Кто в домике живет?»

Ребенку предлагаются картинки (по желанию можно сгруппировать их по темам: «Животные», «Посуда», «Игрушки» и т.д.), а он должен их «расселить» — кто с кем «живет» в домике, в зависимости от количества слогов в данном слове: вместе «живут» ма-ши-на, со-ба-ка, са-мо-лет.

4. «Звуки разные встречаем, по дороге вновь шагаем»

Называем ребенку односоставные слова — состоящие из одного слога (мак, сок, суп, дым и т.д.), и длительно тянем гласный звук – мААААк. Просим ребенка определить, какой звук «тянется», «поется»?

5. «Кто первый?»

Называем ребенку слова, он угадывает, на какой звук начинается данное слов

Консультацию подготовил учитель-логопед Кесова А.Б.

Читайте также: