Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит в общении со взрослыми и сверстниками, что способствует развитию разных сторон психоречевого развития ребёнка. Общение со взрослыми развивает у детей умение говорить и поступать правильно, слушать и понимать другого, усваивать новые знание. Общение со сверстниками учит его управлять людьми, выражать себя, вступать в разнообразные диалоги. Контактируя с другими детьми, у ребенка пополняет лексический запас, который дополняется наречиями, прилагательными, способствует передаче эмоций, дошкольники чаще используют разнообразные глагольные формы и сложные предложения. Это можно объяснить тем, что ребенок менее понятливый и чуткий партнер, чем взрослый. Сверстник не будет угадывать желания и настроения собеседника, ему необходимо объяснить все четко и понятно. А так как желание общаться со сверстниками очень велико, ребенку приходится более связно и понятно выражать свои мысли. Именно эта непонятливость и играет большую положительную роль в развитии речи детей. Взрослый же поймет ребенка всегда, в общении с ним ребенку не надо прикладывать много усилий. Словесное взаимодействие со взрослым приводит к овладению речевыми нормами, появлению новых слов и словосочетаний. Однако все вновь усвоенное может остаться в «пассиве», если ребенок не будет употреблять его в повседневной жизни. Чтобы эти знания стали активными необходима жизненная потребность в них. Эта потребность и возникает при общении со сверстниками. 21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Таким образом, для развития речи ребенка ему необходимо общение как со сверстниками, так и с взрослыми. Для более плодотворного речевого развития нужно проводить обучение на специальных занятиях. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе с ними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку.
Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки. М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Старайтесь не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры, форму.
При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или в мишень.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у ребёнка.
Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка».
Можно поговорить с ребёнком по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Гуляя с ребёнком на прогулке обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите ребёнку заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.
Взрослые должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Выполнила учитель — логопед Гуськова Татьяна Александровна