«Игровые приемы для развития речи»

Игра «5-4-3-2-1»

Цель: развитие и обогащение словарного запаса у детей; развитие сенсорных компонентов; развитие фокусирования внимания.

Игра « Угадай на ощупь»

Цель: узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость — и просит: «Найди в коробке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в коробку помещают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…) 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф…)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…) 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)

 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…) 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец)

Игра «Придумай слово»

Цель: развитие фонематического слуха у дошкольников или умение определить количество слогов в слове.

Ход игры. Ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, назвать пароль правильно». И ребёнок будет стараться придумывать нужное слово.

Игра «Скажи наоборот»
При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь… («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты… («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай… («конец»).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно!

Читайте также: